В ходе реализации в ГБУ РХ «Центр «Радость» дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Я и другие» для детей подросткового возраста (11-14 лет) с особыми образовательными потребностями, основной целью является развитие рефлексии и навыков эффективного взаимодействия с другими. Формирование данных навыков осуществляется благодаря последовательному решению следующих задач:
- формирование умения распознавать свои чувства, переживания;
- формирование умения ставить цели в общении, прогнозировать последствия своего поведения;
- развитие умения слышать партнера по общению, распознавание его эмоций;
- формирование знаний об эффективных механизмах общения, развитие умения и навыков их использования.
Центральным понятием является «интерактивная игра». Данная форма позволяет руководителю тренинговой группы сформировать мотивацию к участию в тренинге, способствуют развитию личности, облегчает усвоение новых для человека коммуникативных и поведенческих форм, ценностных норм. Интерактивные упражнения помогают снять чувство тревоги, стимулируют активность участников группы, помогают создать позитивную установку по отношению к ведущему и другим членам тренингового процесса, влияют на успешность проработки важных для человека личностных проблем.
Также, для достижения поставленных задач в процессе работы по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Я и другие», мы используем в своей работе следующие методы и методики:
- Психодиагностические методы, которые необходимы для анализа и отслеживания личностных изменений участников группы, а также степени развития групповой сплоченности (или напряженности).
- Групповая дискуссия – свободный вербальный обмен мнениями и знаниями между членами группы. Метод групповой дискуссии помогает проанализировать, как конкретные ситуации из прошлой жизни участников, так и включает в себя групповой самоанализ, когда идет обсуждения групповой ситуации «здесь и сейчас».
- Метод мозгового штурма – является производным от метода групповой дискуссии. Мозговой штурм предполагает генерацию идей участников группы при выработке какого-то важного для её членов решения. Данный метод более структурирован, чем групповая дискуссия и проводится при соблюдении следующих условий: отсутствие всякой критики, поощрение всех идей, предоставление равных прав всем участникам, запись всех идей и выбор наиболее оптимальных предложений для решения проблемы.
В конце каждого занятия проводится рефлексия для подведения итогов занятия, осознания участниками полученного опыта.
Таким образом, благодаря тренинговым занятиям наиболее эффективно происходит личностное и социальное развитие подростков.